Светотехника автомобиля, а в частности головной свет является неотъемлемой частью его конструкции. Фары не только дополняют внешний облик автомобиля, но еще и очень важны для безопасного вождения. Поэтому в последнее время инженеры достаточно много времени уделяют улучшению головного света.
Лампа накаливания
Самые обычные лампочки с нитью накаливания. Устанавливались в первые автомобили. Из-за особенностей конструкции, слабого светового потока и световой температуры данный тип ламп для головного освещения на современных автомобилях не используется.
Галоген
Лампочка H4 появилась в 1971 году и головной свет открылся с новой стороны. Она состоит из двух нитей накала, одна отвечает за ближний свет, а другая за дальний. А в колбу закачивают галогены, что обеспечивает более долгий срок службы и позволяет увеличить световой поток до 1000 люмен. Конструкция лампочки позволила инженерам создавать больше различных видов фар. Даже в наше время такие лампочки используют при производстве бюджетный моделей автомобилей. Еще один плюс это выделение тепла, которое зимой согревает фару и препятствует ее обледенению.
Позже появилась лампочка H7. Она уже имеет одну нить, но способна давать световой поток до 1500 люмен. Ну а самая яркая галогеновая лампочка на сегодняшний день это H9. Ее световой поток равен 2100 люмен, такие используют на более дорогих автомобилях в качестве источника дальнего света.
Ксенон
Лампочки данного типа появились в 1991 году. В отличие от галогенных, источником света выступает не нить накала, а газоразрядная дуга. А сами колбы лампочек заполнены газом ксеноном, отсюда и название. Плюсом является низкое энергопотребление и световой поток до 3200 люмен. Но при этом встречных водителей очень сильно ослепляет, особенно если фара грязная. Поэтому производители оснащают свои автомобили омывателями фар и автоматическим корректором.
Светодиоды
Огромными плюсами являются больший световой поток, меньшее энергопотребления и низкая себестоимость, по сравнению с ксеноном. А дальность освещения составляет до 550 метров. Отличительная особенность — это умение затемнять определенные сектора освещения. Например чтобы не ослеплять встречный поток или пешеходов.
Но есть и недостатки. У светодиодов греется не светящийся элемент, а задняя часть. Отсюда имеем два вывода: зимой фару придется постоянно чистить, так как нет тепла которое ее будет отогревать, и нужно охлаждать внутренности фары добавляя в конструкцию радиаторы и вентиляторы. Вторая проблема это заявленная неремонтопригодность. То есть если перегорят светодиоды менять нужно фару в сборе, что недешево. Но их ресурс составляет около 8000 часов работы, что значительно дольше ксеноновых ламп, примерно раза в три. Однако Toyota уже устанавливает светодиодные фары со сменными диодными модулями.
Лазерно-люминофорные фары
Такая фара способна освещать дорогу до 600 метров. Но условия работы для этих фар такие, что включаться они будут крайне редко, да и в производстве выходит достаточно дорого. Это скорость выше 70 км/ч и отсутствие любой техники на дороге во всех направлениях. Таким образом для большинства водителей смысл такой технологии теряется.
Итоги
Технологии не стоят на месте, и то, что еще пару лет назад казалось нам верхом инженерного искусства, уже сегодня может быть устаревшим. Взять тот же ксенон лампочки и лазерные фары. Прошло менее двадцати лет, а какая пропасть между этими двумя технологиями. Конечно в массовый сегмент лазерные фары в ближайшем будущем не пойдут, а будут использоваться только для суперкаров. А вот светодиодные фары по мнению автопроизводителей скоро сделают переворот, и вытеснят галоген и ксенон.