Роботизированная КПП Lada АМТ (ВАЗ-2182)
Еще несколько лет назад представить наличие на автомобилях Lada не механическую коробку передач было невозможно. Сейчас же устанавливается и четырехступенчатый автомат, и вариатор и робот АМТ, о котором и пойдет речь далее.
Робот АМТ появился в 2014 году. Эта версия носит название АМТ-1 или ВАЗ-21826. В 2018 году была переписана прошивка и изменено название АМТ-2 или ВАЗ-21827.
Устройство
Конструктивно АМТ это обычная пятиступенчатая механическая КПП ВАЗ-2180, оснащенная актуаторами от фирмы ZF на выжим сцепления и переключение передач.
Исполнительный механизм включения сцепления
Исполнительный механизм переключения передач
Принцип работы
В автоматическом режиме исполнительные механизмы сами переключают передачи и выжимают сцепление в зависимости от оборотов двигателя.
Есть и ручной режим, где водитель сам переключит передачу когда ему будет нужно, а за выжим сцепления отвечает уже исполнительный механизм. В этом режиме автоматика все равно следит за двигателем и при достижении им очень высоких оборотов сама переключит передачу дабы избежать повреждения коробки передач.
Достоинства
- Дешевизна. АМТ выгоднее в производстве чем автомат или вариатор, поэтому и конечному покупателю автомобили с роботом достаются с меньшей наценкой.
- КПД. Коэффициент полезного действия у робота АМТ соизмерим с механической коробкой передач. Потеря мощности от работы шестерен составляет около 2%.
- В отличие от водителя, исполнительные механизма робота стараются продлить ресурс коробки, и меняет передачи медленнее и плавнее, чем это мог бы делать человек. Поэтому переключение на высшую передачу происходит с некоторой задержкой, отчего повышается расход топлива.
- Есть имитация ползущего режима, как на АКПП (ВАЗ-21827).
Недостатки
- Поздние переключения на верхнюю передачу. Это увеличивают расход в отличие от обычной МКПП, плюс больше времени занимает разгон с места.
- Имитация ползущего режима поджигает сцепление и снижает его ресурс (ВАЗ-21827).
- Нет ползущего режима (ВАЗ-21826)
- Недостаточно тяги чтобы заехать на бордюр, может получиться только с разгона и на первой передаче.
- Рывки при переключениях, особенно при езде в горку и в городском трафике.
Применение
- Lada Vesta (2180)
- Lada Vesta (2181)
- Lada Vesta Cross
- Lada Vesta Cross (2181)
- Lada Granta (2190)
- Lada Granta (219059) Drive Active
- Lada Granta (2191)
- Lada Granta (2192)
- Lada Granta (2194)
- Lada Granta Cross (2194)
- Lada Kalina (2192)
- Lada Kalina (2194)
- Lada Kalina Cross (2194)
- Lada Priora (2170)
- Lada Priora (2171)
- Lada Priora (2172)
- Lada X-Ray
Итоги
АМТ как и любые другие роботы с одним сцеплением имеют право на существование. Но этот вид трансмиссии во многом проигрывает остальным, не даром большинство производителей отказались от таких роботов. Устанавливать их оправдано только в бюджетные модели, где покупатели часто готовы идти на компромисс, кстати, такими моделями автомобили Lada и являются.